статья 15116

Название статьи

К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ВУЗЕ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 

Авторы

Шепталина Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Донской государственный аграрный университет (Россия, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111), sheptalina66@mail.ru

Индекс УДК

37.013

Аннотация

Актуальность и цели. Проблемы качества высшего профессионального образования и пути их решения давно обсуждаются в работах отечественных и зарубежных исследователей. Учеными рассмотрены различные аспекты и подходы к оптимизации качества образования, а также модели и критерии его оценивания. Однако специфика определения качества языкового образования в нелингвистическом вузе остается по-прежнему не до конца решенной и изученной. Особую значимость в современных условиях модернизации образования приобретает системное определение качества с позиций компетентностного подхода. Поэтому проблемой настоящего исследования является как изучение самого феномена качества образования, так и его интерпретация в русле актуальных тенденций языковой подготовки студентов. Цель исследования - разработать модель системного определения качества на компетентностной основе.
Материалы и методы. В процессе концептуального анализа отечественного и зарубежного опыта определения качества образования особое внимание следует уделять основным методологическим принципам и подходам, сформулированным в работах А. Г. Бермуса, Н. В. Бордовской, Е. А. Боярского, С. М. Коломиeц, Н. А. Селезневой, M. Klinger, F. Multrus, Н. Wirikler и др.
Результаты. В ходе исследования выявлены и суммированы очевидные и предполагаемые значения и смыслы, сопровождающие понятие «качество», проанализированы основные методологические принципы и подходы к повышению качества профессионального образования в вузе, сформулированы рекомендации относительно путей модернизации качества обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе, предложена структура системного определения и оценки качества с позиций компетентностного подхода.
Выводы. Основываясь на научном подходе к системному определению качества, качество языкового образования сопряжено в первую очередь с состоянием и результативностью процесса формирования коммуникативной культуры, обеспечивающей развитие ключевых и профессиональных компетенций обучающихся. Следует подчеркнуть, что компетентностный подход расширяет наши возможности в разработке стратегий оптимизации качества образования и выборе методологического инструментария, позволяющего это качество оценить.

Ключевые слова

качество, высшее профессиональное образование, компетентностный подход, системное определение, социльно-психологические факторы, профессионально языковые компетенции, педагогические условия, иностранный язык

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Cелезнева, Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования : лекция-доклад / Н. А. Cелезнева. – 3-е изд. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 95 с.
2. Боярский, Е. А. Оценивание обобщенных компетенций выпускников вузов / Е. А. Боярский, С. М. Коломиец // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 31–35.
3. Шепталина, Е. И. Теоретико-методологические основания разработки системы качества языкового образования в техническом вузе / Е. И. Шепталина // Интеграция науки и образования – стратегия устойчивого развития водномелиоративного комплекса страны : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск : Лик, 2013. – С. 270–276.
4. Klinger, M. Merkmale guter Hochschullehre: Definitionsversuche und Operationalisierbarkeit / M. Klinger // Berufs- und Wirtschaftspädagogik – online. – Ausg. 21. – 2011. – 23 s. – URL: //www.bwpat.de/ausgabe21/
klinger_bwpat21.pdf
5. Шепталина, Е. Профессионально-языковые компетенции студентов-лесомелиораторов : моногр. / Е. Шепталина. – Саарбрюккен, Германия : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 206 с. – URL: //www.lap-publishing.com
6. Бордовская, Н. В. Оценка качества высшего образования: идея уровневого подхода / Н. В. Бордовская // Высшее образование сегодня. – 2002. – № 9. – С. 18–20.
7. Wirikler, H. Kriterien, Prozesse und Ergebnisse guter Hochschulausbildung / H. Wirikler. – Kassel, 1994. – 122 s.
8. Шепталина, Е. И. Эффективность управления и организации учебного процесса на основе модульно-рейтингового обучения и Европейского языкового портфеля / Е. И. Шепталина // Проблемы качества образования в условиях уровневой подготовки специалистов : сб. науч. ст. Междунар. науч.-метод. конф. / Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2012. – С. 184–188.
9. Multrus, F. Referenzrahmen zur Lehr- und Studienqualität / F. Multrus // Hefte zur Bildungs- und Hochschulforschung. – Konstanz, Deutschland : Universität, 2013. – April. – S. 1–4. – URL: //www.uni-konstanz.de/ag-hochschulforschung
10. Шепталина, Е. И. Оптимизация межличностного иноязычного общения на основе совместной интерактивной деятельности / Е. И. Шепталина // Проблемы прикладной лингвистики : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Приволжский Дом знаний, 2013. – С. 109–111.
11. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3–13.

 

Дата создания: 23.05.2016 16:11
Дата обновления: 07.07.2016 14:43